Дифференцированное обучение на уроках немецкого языкаПлан работы
1. Введение. Основная характеристика
дифференцированного обучения.
2. Какие особенности и признаки должны
учитываться при дифференцированном обучении.
3. Краткое описание методов и приёмов
дифференцированного обучения.
4. Заключение. Итог.
1. Развивающее обучение обеспечивает
реализацию индивидуального подхода к ученикам с
учётом уровня их умственного развития (дифференцировать
- расчленить, различить отдельное, частное при
рассмотрении; индивидуальность - особенности
характера и психического склада, отличающие
одного индивидуума от другого).
Итак, дифференцированное обучение – это такое
обучение, при котором основные компоненты
учебного процесса (содержание, организационные
формы, средства обучения и многое другое)
осуществляется, прежде всего, с учётом
особенностей личности учащегося.
2. В процессе обучения иностранному языку
нужно учитывать:
- обучаемость, которая определяет характер
психических процессов (память, восприятие,
мышление и т.д.)
- обученность, т. е. уровень знаний и умений;
- работоспособность, трудолюбие, здоровье.
- уровень познавательной самостоятельности и
активности;
- темп продвижения;
- отношение к учению, мотивация (познавательные
интересы, потребности, эмоции);
- характер волевого развития;
- темперамент;
- возраст.
3. Дифференцированный подход к учащимся
зависит от конкретных методов и приёмов
обучения, направленных на расширение
познавательной деятельности. Итак, в классе есть
и сильные и слабые ученики. Если вести урок для
"среднего” ученика, то сильные теряют интерес к
учёбе – слишком просто, а слабые не слушают –
очень трудно. В результате теряется интерес к
учёбе. А ребёнок должен следить за ростом своего
развития.
Вот здесь и нужно дифференцировать задания от
простого к сложному. Какие же методы этому
способствуют?
Для выполнения упражнения нужно:
- указать тип задания (правило), на которое
опирается данное упражнение;
- дополнения к заданию ( чертежи, схемы, план);
- указание или приведение аналогичного
упражнения, сделанного раньше;
- объяснить ход выполнения упражнения;
- навести на мысль с помощью ассоциаций;
- расчленить сложное задание на ряд элементарных;
- поставить наводящие вопросы;
- предупредить и указать возможные ошибки.
Возьмём конкретный пример: учитель дал задание
рассказать о Берлине (монологическая речь) и
дифференцирует его от слабого ученика к сильному
(от простого задания к сложному).
Помимо методов и приёмов, обучению иностранным
языкам также способствуют следующие условия:
- Уменьшение численности учащихся в классе.
- Условия для работы учителя.
- Оценивая ответ, нужно сравнивать работу ученика
не только с успехами сверстников, но и его
собственными достижениями, показывая, что уже
удаётся хорошо, а над чем ещё нужно работать.
4. Итак, принцип дифференцированного обучения
является важнейшим принципом оптимизации
обучения, так как на практике это позволяет
каждому ученику достичь максимально возможного
на данном уроке.
Я уже на протяжении нескольких лет стараюсь
дифференцировать обучение на своих уроках.
- Делю класс ( для себя) на три группы: слабые,
средние и сильные.
- Составляю для каждой группы свои задания.
- Сложные задания комбинирую с игровыми
моментами.
- Использую на уроках опоры, схемы, презентации.
Анализ результатов применения данного метода
показывает:
- рост качественной успеваемости;
- отсутствие неуспевающих
- увеличение количества учащихся, сдающих
экзамены по немецкому языку;
- стабильность занятия призовых мест в городских
олимпиадах.
|